Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

«Дети — наставники»

Стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы разработана на основе проектно-целевого подхода и включает в себя девять портфелей проектов, суммарно объединяющих 35 обособленных проектов, по факту реализации которых планируется менять ситуацию. Набор предлагаемых проектов позволит реализовать перспективные разработки по созданию и внедрению передовых моделей, программ, технологий и решений в сфере образования.

Стратегия направлена на улучшение качества социальной среды в регионе и является поводом для разработки новых и корректировки действующих нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития системы образования на уровне региона, муниципальных образований, образовательных организаций.

Портфель проектов «Обновление содержания образовательной деятельности» ориентируется на формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

В результате поиска путей обновления белгородского образования с учётом современных вызовов определена цель портфеля проектов в целом. Это создание и использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной, доброжелательной личности, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить свои уникальные качества и стать успешным.

Проект «Создание системы наставничества и шефства для обучающихся образовательных организаций области» («Дети-наставники») предусматривает возрождение системы наставничества и шефства во всех белгородских школах, которая на протяжении долгих лет существовала в советской школе и впоследствии (с конца 80-х годов прошлого века) оказалась незаслуженно забытой.

Система наставничества и шефства будет иметь следующие направления:

1) наставничество для школьников, находящихся в социально-опасном положении, рассматриваемое как способ личного позитивного влияния на подростка;

2) шефство над школьниками с низкой успеваемостью. Будет реанимирован опыт советской школы, когда у каждого младшего класса были шефы из старшего звена или когда каждого слабоуспевающего школьника опекал успевающий ученик из данного или старшего класса;

3) организация внеурочного взаимодействия обучающихся старшей и младшей школы;

4) наставничество для детей, демонстрирующих высокие результаты и занимающихся проектной и исследовательской деятельностью, причем данная система будет выстроена на трех уровнях: школьном, муниципальном и региональном.

Будут разработаны положения о наставничестве и шефстве в школе, проведен мониторинг по выявлению потенциальных наставников, разработаны критерии успешности класса, организован и проведен конкурс эмблем и девизов на тему наставничества и шефства.

Расширится практика создания научных обществ, начиная с младших классов. На школьном уровне в отношении таких обществ в качестве наставников будут выступать старшеклассники, имеющие опыт проектной или исследовательской деятельности. Будут созданы и муниципальные научные общества.

На региональном уровне планируется разработать сценарии интерактивных игр для учащихся, связанных с профессиями, освоить которые можно в средних профессиональных и высших учебных заведениях Белгородской области. К этой работе планируется привлечь студентов и преподавателей указанных учебных заведений.

Ежегодным станет областной чемпионат по интерактивным играм среди членов научных обществ с последующим приглашением победителей на проектную смену в действующую инжиниринговую школу Белгородского государственного университета. За школьниками, разрабатывающими проекты, будут закреплены наставники из числа преподавателей и студентов.

Интеллектуальный потенциал учащихся, добившихся успехов в научно-исследовательской деятельности, конкурсах, олимпиадах, найдёт применение при работе в качестве членов жюри. Будет внедрена система методической поддержки внедрения системы наставничества и шефства.

МОУ «Бессоновская СОШ» активно участвует в проекте «Дети – наставники», начиная с 2020 года.

Проект реализуется по направлениям: успешная социализация, учебная мотивация, внеурочное взаимодействие, развитие интеллекта.

В нашей школе реализуется подпроект «Руку другу протяни», где учтены все особенности нашей образовательной организации. Основная идея проекта – возрождение института наставничества для детей и подростков с учетом современных реалий. Воплощение этой идеи влечет за собой решение острых существующих социальных проблем, таких, как ранняя профилактика социально опасного положения детей с использованием потенциала самих обучающихся. В рамках проекта старшими школьниками оказывается содействие сверстникам и младшим школьникам по вовлечению в военно-патриотические, физкультурно-спортивные, досуговые мероприятия, так и их индивидуальная поддержка.

Наставники нашей школы, ученики с активной жизненной позицией, берут шефство над школьниками с низкой успеваемостью, с проблемами в адаптации и социализации и асоциальным поведением. Наставники-старшеклассники показывают пример своим подшефным ученикам, привлекая их к совместной деятельности, помощи ветеранам, пожилым людям.

Наставники в нашей школе выполняют эту работу одновременно с проектной и исследовательской деятельностью и организацией внеклассных мероприятий.

Мы создали научные общества, где наставниками будут выступать старшеклассники, у которых есть опыт создания проектов и проведения исследований.

Планируется, что к ноябрю 2021 года в проекте будут задействованы до 50 % обучающихся.

По праву можно считать, что проект дает дополнительные ресурсы для воспитания детей в духе ответственности, толерантности, взаимовыручки, способствует выработке у школьников активной жизненной позиции. Дети понимают, что быть наставником ответственно, надо многое уметь самому, чтобы научить другого. Наставничество подстегивает детей совершенствоваться, получать новые знания и навыки. Ученики в ходе наставничества учатся разрешать конфликтные ситуации, договариваться, у них вырабатываются навыки дипломатии.

Приказ об утверждении Положения

Положение о наставничестве 

Презентация проекта «Дети-наставники»