Здоровое питание
Здоровое питание школьников
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Скачать…
Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Хорошее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению, ведет к улучшению показателей уровня здоровья детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия к их адаптации к современной жизни.
Здоровый образ жизни – это:
1) Соблюдение режима дня.
2) Соблюдение режима питания, правильное питание.
3) Закаливание.
4) Физический труд.
5) Соблюдение правил гигиены.
6) Правила поведения за столом.
7) Борьба с вредным привычкам.
8) Доброе отношение к людям, к природе, животным.
9) Правильная организация отдыха и труда.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение.
Основным документом, определяющим требования к организации и режиму питания, работе школьного пищеблока, является Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.5.2409-08) и Устав МОУ «Бессоновская СОШ» в соответствии с которыми в школе организовано горячее питание. Администрация нашей школы организует работу таким образом, чтобы она обеспечивала, прежде всего, безопасное школьное питание, служила бы источником здорового образа жизни, так как ребенок проводит в школе большую часть дня и обязательно должен в это время получать с пищей минимальный набор веществ, необходимых ему для развития в соответствии с возрастом и физиологическими потребностями.
Задачи, которые ставит перед собой школа по организации школьного питания
1.Увеличение охвата горячим питанием учащихся 1-11-х классов школы.
2. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.
3.Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой.
4.Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания.
5. Воспитание культуры питания и здорового образа жизни у школьников.
Правила поведения в школьной столовой
Учащиеся должны:
— мыть руки перед едой;
— соблюдать санитарно-гигиенический режим;
— вести себя спокойно;
— соблюдать очередность при получении пищи на раздаче;
— принимать пищу сидя;
— убирать за собой грязную посуду;
— бережно относиться к имуществу школьной столовой;
— не задерживаться в столовой после звонка на урок;
— уважительно относиться к работникам столовой. Благодарить сотрудников столовой при получении еды и по окончанию ее приема .
Учащимся запрещается:
— приходить в столовую в верхней одежде;
— ставить и класть на поверхность столов учебные сумки, учебники, тетради и прочие школьные принадлежности;
— разговаривать во время приема пищи;
— бегать по столовой;
— выносить из столовой посуду.
Схема питания
Наглядный набор продуктов на каждый день.
Важно!
1. Хороший завтрак — энергия на весь день!
2. Бутерброд не может заменить вам полноценного обеда!
3. Научитесь самостоятельно соблюдать режим питания!

Большинство болезней можно предотвратить, если вести здоровый образ жизни и правильно питаться!
«Комплексный подход по сохранению и укреплению здоровья школьников и организации здорового питания учащихся
в МОУ «Бессоновская СОШ»
В МОУ «Бессоновская СОШ» осуществляется комплексный подход по сохранению и укреплению здоровья школьников по следующим направлениям:
1.Рациональное 2-х разовое горячее питание школьников осуществляется за счёт бюджетных средств (бесплатное питание –у детей из многодетных семей и детей с ОВЗ) и родительской платы за горячие обеды. Все 385 учащихся школы охвачены горячим питанием (бесплатный завтрак и платный обед). В рационе питания — молочная, мясная, рыбная продукция, соки, кондитерские изделия, фрукты (согласно СанПина). В рационе используются яблоки, груши, бананы, чай, какао-напиток, молоко и мед (согласно программам «МОЛОКО», «МЕД»), кисели, овощные соки, медовая продукция, кондитерские изделия, мучные изделия промышленного и собственного производства, мясо (свинина, говядина, курятина, рыба), сосиски. Питание сбалансировано и богато витаминами. Питьевой режим для учащихся обеспечивается за счет кипяченой воды в школьной столовой.
Количество детей, получающих льготное питание, составляет 76 человека или 19% от общего числа учащихся. Из них 57 это дети из многодетных семей; 19 учащихся -дети с ОВЗ.
Утвержденное меню соответствует рациону питания на каждый день. Школьное питание организовано в соответствии с режимом питания.
Выпуск готовой продукции и качество завозимых продуктов питания контролируются заведующей столовой Исаевой Н.Б., медицинским работником школы Ажар Г.А., заместителем директора Дудкевич Е.Я.. Проводится бракераж готовой продукции.
В школьной столовой ведутся все журналы, установленные санитарными нормами и правилами. Суточные пробы закладываются в холодильнике в соответствии с требованиями. В холодильниках имеются необходимые термометры.
В школьной столовой организовано дежурство учителей и учащихся, для поддержания дисциплины и эффективной организации режима приема пищи учащимися школы. Классы для приёма пищи заходят в столовую в сопровождении классного руководителя.
Комиссии по контролю питания регулярно осуществляет контроль за качеством приготовленных блюд и разнообразием меню.
Классные родители ведут работу по формированию культуры питания учащихся: осуществляют сбор и анализ информации по проблеме культуры питания, проводят анкетирование учащихся, родителей, педагогов, просветитительные тематические беседы и др.
Реализация программы М.М.Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г.Макеевой «Разговор о правильном питании»
В МОУ «Бессоновская СОШ» реализуется учебно-воспитательная программа «Разговор о правильном питании». Программа рассчитана на школьников в возрасте от 7 до 14 лет и состоит из III частей.
В МОУ «Бессоновская СОШ» реализация комплексной программы «Разговор о правильном питании» осуществляется классными руководителями 1-6 классов для внеклассной работы с последующим анализом по следующей форме:
— для классных руководителей 1-2 классов – I часть методического комплекса «Разговор о правильном питании»;
— для классных руководителей 3-4 классов – II часть методического комплекса «Две недели в лагере здоровья»;
— для классных руководителей 5-6 классов – III часть методического комплекса «Формула правильного питания».
В ходе реализации программы, с учащимися1-6 проводятся занятия на следующие темы:
№ | Содержание части «Разговор о правильном питании»
(1-2 кл.) |
Содержание части «Две недели в лагере здоровья»
(3-4 кл.) |
Содержание части «Формула правильного питания»
(5-6 кл.) |
1 | Самые полезные продукты | Из чего состоит наша пища | Здоровье- это здорово |
2 | Как правильно есть | Как правильно есть
|
Продукты разные нужны, продукты разные важны |
3 | Удивительные превращения пирожка | Что нужно есть в разное время года | Режим питания |
4 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | Энергия пищи |
5 | Плох обед, если хлеба нет | Где и как готовят пищу
|
Где и как мы едим |
6 | Полдник. Время есть булочки | Как правильно накрыть стол | Ты-покупатель |
7 | Пора ужинать | Молоко и молочные продукты | Ты готовишь себе и друзьям |
8 | Где найти витамины весной | Блюда из зерна | Кухни разных народов |
9 | Как утолить жажду | Какую пищу можно найти в лесу
|
Кулинарная история |
10 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | Что и как приготовить из рыбы | Как питались на Руси и в России |
11 | На вкус и цвет товарищей нет | Дары моря | Необычное кулинарное путешествие |
12 | Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты | Кулинарное путешествие по России | — |
13 | Каждому овощу — своё время | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | — |
14 | Праздник урожая | Как правильно вести себя за столом |
Реализация данной программы осуществляется классными руководителями на классных часах, во внеурочное время в виде бесед, ролевых игр, Праздников здоровья и т.д.
Питание школьников
Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих отпрысков. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности, а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.
Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Наши дети – атомные, их физическое и половое развитие идёт на порядок быстрее. Добавьте к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией, и взбесившиеся гормоны – и получите довольно грустную картину. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?
Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание школьников играет очень важную роль. Правильное питание школьников – залог их здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Наша задача – накормить детёныша правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».
Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.
Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.
Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.
Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.
Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.
Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.
Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.
Всем известное трио основных питательных веществ – белки, жиры, углеводы – содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении, но качество этих веществ напрямую зависит от вида и качества продукта.
Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими – всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном. Отдельно нужно сказать о колбасе, сосисках и сардельках. В детском питании эти «деликатесы» не должны появляться вовсе! Вместе с полезным белком ваш ребёнок получит массу совершенно не полезных ингредиентов вроде красителей, ароматизаторов, идентичных натуральным, консервантов и прочих «радостей». Не покупайтесь на названия типа «Колбаса Детская» или «Сосиски Детские», ничем, кроме названия, они от обычных не отличаются (а иной раз и похуже бывают!). Если ваша семья любит бутерброды, приготовьте домашнюю колбасу или её упрощённый вариант.
Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!
Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и диабету, совсем
отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя детёнышу завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком – это наилучший вариант. Подробнее о правильном завтраке и сбалансированном рационе вообще вы можете прочитать в разделе Здоровое питание.
Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет – 2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции, нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал, точно так же следует увеличить калорийность, если ребёнок учится в специализированной школе с углублённым изучением того или иного предмета.
Режим питания школьника: